Викиверситет Wiki
Advertisement

Пери́од Дзёмо́н|縄文時代|дзё:мон-дзидай|букв. «эпоха верёвочного орнамента» — период истории Айнов и японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий с локализацией 6 000 лет до н. э. по 5 000 лет до н. э.

Описание[]

Файл:JomonPottery.JPG

Образец керамики раннего периода дзёмон (XIVXVIII век до н. э.)

Большинство историков считают, что последняя ледниковая эпоха соединила японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 — 30 тысячелетиях до н. э. человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Были приручены собаки и одомашнены свиньи.

Каменные орудия труда, скопление жилищ, и человеческие окаменевшие останки этого периода встречались на всей территории островов Японии. Наибольшее количество памятников эпохи Дзёмон было найдено на северной территории острова Хонсю.[1] Кроме того, генетические исследования 1988 года указывают на восточноазиатское происхождение японцев.[2]

Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики — юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным орнаментом стенки.[3]

Название периода[]

Период Дзёмон получил название от термина «дзёмон» (дословно — «след от верёвки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery, которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 году[3] для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век».

Периодизация[]

Файл:Jomon vessel 3000-2000BC.jpg

Образец керамики среднего периода Дзёмон (III тысячелетие до н. э.)

Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 году японский археолог Яманути Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду. В настоящее время рассматривается около 50 типов керамики этой эпохи.[3]

Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон: прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки, VIIIV тысячелетие до н. э.), ранний Дзёмон (Дзэн-ки, IV тысячелетие до н. э.), средний Дзёмон (Тю-ки, III тысячелетие до н. э.), поздний Дзёмон (Ко-ки, II тысячелетие до н. э.) и заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки, первая половина I тысячелетия до н. э.).[1]

Найденные образцы древней японской посуды из обожжёной глины считаются первыми образцами керамической посуды в мире. Самые ранние образцы японской керамики датируют 13 тысячелетием до н. э.[3] Возраст этих изделий был определён с помощью радиоуглеродного анализа. Керамика раннего и среднего периода использовалась для приготовления и хранения пищи, запасов воды.

Более поздние образцы глиняных изделий имеют сложные и украшенные узорами ободки.

Примечания[]

  1. 1,0 1,1 Киддер Дж. Э. Япония до буддизма: Острова, заселённые богами = Japan before Buddhism. — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 12, 26. — 286 с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7 000 экз. — ISBN 5-9524-0452-9
  2. Characteristics of Mongoloid and neighboring populations based on the genetic markers of human immunoglobulins.(англ.)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История Японии / А. Е. Жуков. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1: С древнейших времён до 1868 г.. — С. 30-32. — 659 с. — ISBN 5-8928-2-107-2

Литература[]

  • Habu, Junko Ancient Jomon of Japan. — Cambridge Academ, 2004. — 348 p. — ISBN 0-521-77213-3
  • Kobayashi, Tatsuo Jomon Reflections: Forager Life and Culture in the Prehistoric Japanese Archipelago. — Oxbow Books, 2004. — 240 p. — ISBN 978-1-84217-088-5

Ссылки[]

Advertisement